Что "должны" уметь дети в определенном возрасте? Возраст 6-7 лет - очень важный и ответственный период в жизни ребенка и его родителей. Дошкольник становится учеником. Дети должны адаптироваться к новым условиям. Часто родители задают вопрос - а готов ли их ребенок к школе. Каждый ребенок развивается в определенной последовательности, но скорость развития разная. Предлагаемые умения помогут понять, на каком уровне находится ребенок и при помощи каких игр надо развивать его дальше. Рассматривается 7 сфер развития: осязание, двигательная активность, мышечно-суставное чувство, развитие кисти руки, развитие речи и языка, зрение, слух.

Источник: шведская организация "Спасите детей".

Краткий обзор того, что могут делать дети в возрасте 6-7 лет:

6 лет может свистеть
        может сам одеваться
        сам умывается и вытирается
        может нарисовать треугольник
        видит разницу в форме между предметами, например, стол – круглый, окно прямоугольное
        может нарисовать квадрат, прямоугольник и крест
        может написать свое имя
        может разложить по порядку цифры от 1 до 10
        может убрать 2 цифры и сказать, каких не хватает
        знает, что такое первый, второй, последний и т.д.
        может видеть, что … равно 4, не считая
        знает счет до 20
        может рассортировать предметы в зависимости от их длины
        может раскрашивать картинки
        самостоятельно качается

7 лет  может завязать бантик
         может написать свое имя
         может нарисовать зубчатую линию
         может сложить «3 предмета + 2 предмета = 5 предметам»
         знает, сколько у него пальцев на обеих руках
         считает до 40
         может сказать время, например, сейчас 1 час, 2 часа и т.д.

Физиологические признаки готовности к школе
должны смениться один или два молочных передних зуба на постоянные
ребенок может обхватить правой рукой голову по середине и достать левое ухо и наоборот.
Осязание
6 лет – чувствует температуру воды
на ощупь может различить такие формы, как прямоугольник, овал или треугольник
может различать поверхности (различные виды песка, ткани и т.п.)

7 лет – на ощупь может различить такие формы, как крест, зубцы или шестиугольник

Как можно развить осязание
положить различные предметы в сумку, ощупать, не глядя на них.
играть с водой различной температуры
посмотреть на различные предметы, ощупать, потом, закрыв глаза, найти эти же предметы
рисовать пальцем на спине друг у друга и отгадывать, что рисуют
положить в ящик различные лоскутки ткани, ощупать их. Затем рассказать, что ощущаешь

Двигательная активность
6 лет – делает прыжки вверх
стоит с закрытыми глазами на одной ноге в течение 8-10 сек
прыгает в длину примерно на 75 см
7 лет – прыгает в длину примерно на 1 м
прыгает в высоту до 40 см
делает «скачущие» шаги
скачет
стоит на одной ноге
кувыркается

Комплекс упражнений на развитие
ползать по кругу
идти, выпрямившись, как кукла, и махать руками
идти на цыпочках
идти на пятках
бежать
прыгать
прыгнуть в длину
прыгнуть вверх
идти по натянутому канату
в конце расслабиться, лежа на полу и слушая музыку

Мышечно-суставное чувство
6 лет – знает около 30 различных частей тела
знает, что находится в центре «помещения»
может имитировать усложненные движения
знает разницу между напряжением и релаксацией
7 лет – может управлять мышцами лица, например, зажмурить один глаз, изобразить радость, гнев или печаль
может шагать в определенном ритме
может показать, где у него правая и где левая рука

Комплекс упражнений на развитие
имитация ходьбы огромных троллей и танцев легких фей
стань круглым как мяч, и прямым, как палка
имитация движений различных животных
движения под музыку

Развитие кисти руки
6 лет – может резать хлеб и мазать его маслом
                может сложить вместе большой палец с кончиками остальных пальцев
может вытянуть большой палец поперек ладони
может бить большим мячом о стенку и поймать его
отлично может захватить предмет всеми пальцами или большим и указательным пальцами
знает свою главную руку
вырезает фигуры
7 лет – пользуясь ложкой или ручкой, когда пишут или рисует ею, держит их как взрослый
может сам резать пищу
может пользоваться ножом и вилкой (руки взаимодействуют)
может поймать маленький мяч
                при письме может держать ручку, не напрягаясь
                может вырезать Ы, Я и по спирали

Комплекс упражнений на развитие
разнообразные игры с мячом (друг с другом, о стенку, отбивая его к другому, заставляя его скакать по полу, играя с несколькими мячами одновременно, соревнуясь, кто может больше раз подбросить мяч и поймать его, не уронив)
рисование тонкими кусочками мела
шить, нанизывать деревянные бусинки, складывать картинки-загадки, лего (мелкие части), строить обеими руками, плести, собирать конструктор из мелких частей

Самая трудная задача для ребенка – научиться писать. Для этого ребенку необходимо следующее:
хорошо развитые движения кисти руки
четкое осознание главной руки – левой или правой (нельзя заставлять ребенка пользоваться той рукой, которая для него не является главной)
способность различать левое от правого
взаимодействие между рукой и глазом
развитые глазные мышцы, отсутствия косоглазия
способность видеть и понимать картинки
способность узнавать формы (буквы) на ощупь
способность понимать нормальную речь и обладание хорошим запасом слов

Развитие речи и языка
6 лет – пользуется длинными, сложными предложениями. Интересуется чтением и письмом

Зрение
Функционирование глаза и его способности понимать увиденное жизненно важно для ребенка, чтобы он мог без труда научиться читать и писать

6 лет – может играть в игру «Спрятать и найти» - посмотри на 3 предмета, спрячь один из них и вспомни, где он лежал
может говорить о том, что видел, например, о программе ТВ
знает оттенки цветов
7 лет – может играть в игру «Спрятать и найти» с 4 предметами
может посмотреть на картинку, а затем, не глядя, сказать, что он видел на ней
в состоянии объяснить разницу между 2 предметами
может нарисовать фигуру целиком

Если глаз достиг полного развития, ребенок должен быть в состоянии:
    координировать движения со зрительными впечатлениями, например, быть в состоянии держать воду, сидеть на стуле, провести черту между 2 точками (недостаточно развитая координация может вызвать затруднения при вырезании и письме).
    отличить что-либо от ряда ему подобных, например, услышать определенный звук среди других звуков: найти какую-то дверь среди нескольких, найти нужный предмет в куче других, хорошо играть в мяч (если эти действия создают для ребенка проблему, значит, ему трудно будет найти нужную вещь, он легко отвлекается, ему трудно читать, удерживая глаза на одной строчке).
    понять, что это один и тот же предмет, даже если смотришь на него с разных сторон: например, стул остается стулом невзирая на то, смотришь ты на него спереди, сзади или сверху; размер мяча остается постоянным, несмотря на другие мячи, лежащие поближе или дальше (если ребенок находит это трудным для себя, ему будет трудным увидеть разницу между квадратом и прямоугольником, между буквами и цифрами).

Слух
6 лет – сразу после прослушивания может пересказать короткий рассказ, включая детали
может повторить предложение, состоящее примерно из 10 слов
может запомнить и передать другим людям полученное по телефону поручение
7 лет – может выполнить 4 последовательные команды
может повторить предложение из 11 слов
знает дату своего рождения
различает 3 тона звука